Сказка про царя, любовь, и учет в сельском хозяйстве.
Каиргуль Бегматова, генеральный директор ОСОО «Бухгалтерия Аудит Инновация»
В некотором царстве, в некотором государстве жил был молодой, холостой царь. Жениться-то давно пора пришла, да все не до этого было. Уж, очень молодым оставил его отец. И к 17 годкам досталось ему огромное царство, но бесхозяйственное… Отец его долго болел, не до хозяйства было, а когда помер отец, погоревал наш юный царь, да делать нечего, решил царство в порядок приводить. Оглянулся, видит, что хозяйство огромное, земли много, да не используется оно – лежит не паханное годами.
Начал давать приказы, чтобы землю пахали, да зерновые сажали, огороды разбивали, да сады строили, а чтобы дело быстрее двигалось: садился на коня и скакал по царству, с одного конца к другому. Скоро слово молвится, да не скоро дела делаются. Как пролетели 10 лет, наш царь-батюшка, сам не понял, но за 10 лет расцвело царство. Зерновыми закрома забиты, мясо вдоволь. Дети в царстве – все как на подбор: хвори не знают, веcь в сезон фрукты да овощи, а зимой: варенья, да соленья. И в каждом доме кадки квашеной капусты, да моченых яблок.
Да вот беда пришла откуда не ждали. Мужики в государстве разленились, уже сами работать не желают, уже стали эмигрантов с других государств нанимать. Да это еще не беда. Воровать стали, да и раньше «шельмецы» подворовывали, но сейчас пошло воровство повсеместное и от воровства хозяйство пошатнулось. Царь за всем уследить не может, прискачет, например, на пахоту, куда он пахотных драконов выделил, смотрит – пашут мужики, все хорошо, ускачет; а мужики поворачивают драконов и перелетают в другое государство и пашут целый день чужие поля. Драконы, после тяжелой работы, неделю-две отдыхать должны,а поля царские остаются невспаханными. Ездит, царский счетовод считает поголовье стада овец да коров. По количеству-то все сходится, да видит, что поголовье то не растет. Мужики откормленных коров, да лошадей заменяют в царском стаде на молодняк, а если падеж, то только в царском стаде мрут. О краже зерна с царских амбаров, и вовсе говорить нечего.
Царь-батюшка понимал, что с воровством надо было бороться, издать указ, что, если уличен в воровстве, так сразу на плаху, но больно добрым был. Изначально делал вид, что не замечал, думал: «Да не убудет, с меня». А сейчас, совсем не знал, что делать. И позвал он оракула, и начал спрашивать его совета. Оракул, конечно, сперва камни покидал, руны, потом часок-другой в шар свой смотрел и наконец, еще через часок, ответил: «В Тридевятом царстве есть царевна умница-разумница, недавно вернулась, – говорит, – с пансиону, у «немчуров» училась. Дома у отца-то, в хозяйстве такая же беда была, так она за полгода там порядок навела. Так вот, посылай-ка, царь батюшка, к ней сватов, тем более суженная она тебе.» Показал девицу, в шаре магическом, а там: красавица писанная, да стройная, да веселая, что царь с первого взгляду и влюбился.
В спешном порядке были отправлены сваты, и приехали они обратно с согласием невесты, и с благословением отца ее. А дальше, не мешкая, и невеста прибыла, и как глянула на царя нашего, так и тоже сразу влюбилась. Ведь она-то думала, что замуж в политических целях выходит, а получилось – по любви! Как свадебку отгуляли, царь наш царице хозяйство стал показывать и на воровство жаловаться.
-Не кручинься, царь батюшка, наведу я в хозяйстве порядок, иди на речку, рыбу ловить, отдыхай, за 10 лет умаялся. Только я буду тебе указы твои посылать, а ты не забывай подписывать.
Сказала и сделала. Приехала-то царица не одна, а с восемью девицами – подругами еще с пансиона, и были у них с собой чудо-счета для счетоводов, которые не только считали, но и помнили, что считали и где считали. Сели они по каретам и поехали во все уголки царства, на местах, куда ездили, выбрали толковых и честных людей, обучили управлять чудо-счетами, которые вели учет по каждому движению мужиков, по каждой корове, лошади и овце. Именем царя, поменяли всех сторожей амбаров, объяснили кому они подотчетны. Потом собрались все в царский терем, посидели, посовещались, а дальше приготовила царица указы, которые царь без промедления подписал и велел всем следовать правилам, описанным в его указе.
И стало в государстве все учитываться, контролироваться и наказываться. Ну, конечно, не на плаху, но в темницу за воровство можно было попасть. И зацвело царство, наступил в их царстве «золотой век»!